Столыпинская земельная реформа

До революции 1905-1907 гг. в стране уживались две различные формы владения землей: с одной стороны - частная собственность помещиков, с другой - общинная собственность крестьян. Община представляла собой замкнутую сословную единицу, в которой земля делилась между семьями - членами общины "по числу едоков". Если численность семьи сокращалась, уменьшался и ее земельный надел. Община практиковала чересполосицу - каждая семья имела несколько разрозненных полос земли (одна в низине, одна на возвышенности и т.д.), что уменьшало опасность неурожая для крестьян. Община также использовалась государством как аппаратом для сбора податей.

До 1905 г. государство поддерживало общину, т.к. она считалась самой надежной опорой самодержавия в деревне. Однако напряжение между общинной и частной собственностью нарастало (население увеличивалось, общее количество земли оставалось прежним, участки крестьян уменьшались), крестьяне считали частную, "помещичью" собственность на землю несправедливой и незаконной. В 1905 г. эти противоречия вылились в войну за землю, крестьяне громили и поджигали помещичьи усадьбы. Община из опоры самодержавия неожиданно превратилась в очаг бунта.

В Государственной думе земельный вопрос стоял наиболее остро. Депутаты-крестьяне горячо требовали передачи земли в руки земледельцев, представители дворянства отстаивали неприкосновенность собственности. В правительстве какое-то время всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям, однако в итоге правительство выбрало противоположный путь - объявило общине беспощадную войну. Главным идеологом борьбы с общиной стал Петр Аркадьевич Столыпин. Его проект земельной реформы, так и названной - столыпинской, был направлен на укрепление крестьянства как основной опоры самодержавия, без разрушения помещичьего землевладения. Столыпин подготовил два знаменитых земельных законопроекта. Первый разрешал крестьянам получать землю в частную собственность, а второй предоставлял крестьянам равные права со всеми сословиями. Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в маленьких помещиков, тем самым община будет разрушена, и борьба между общинной и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникнет новый слой крепких собственников, который станет прочной опорой существующего порядка.

О начале государственной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906 г., принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Основными задачами реформы стали разрушение крестьянской общины, образование индивидуального крестьянского землевладения путем создания отрубов (отрезанных от общинной земли участков земли) и хуторов (тех же отрезанных от общинных участков земли, на которых расположились дома зажиточных крестьян) и массовое переселение крестьян на восточные окраины страны с целью уменьшить недостаток земли и освоить богатые земли Сибири и Средней Азии.

Однако крестьяне активно сопротивлялись реформе и не спешили выходить из общины. Реформа практически не решала проблему малоимущих, малоземельных и безземельных крестьян. Правительство пыталось в той или иной мере решить эту проблему путем создания Крестьянского банка, который получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам, однако лишь сравнительно узкая прослойка богатых крестьян смогла с выгодой для себя воспользоваться услугами банка. При насильственном роспуске общины или выделении из общинных земель участков новых собственников зачастую происходили бунты и волнения. За 11 лет столыпинской реформы из общины вышло 26% крестьян, что по существу означало, что реформа не увенчалась успехом. Переселенческое движение благодаря содействию правительства достигло значительных масштабов. Тем не менеее, значительное само по себе число переселившихся крестьян (даже при том, что около 17% выехавших, в частности по недостатку средств, не смогло прижиться на новом месте и вернулось назад) покрыло всего менее 20% естественного прироста сельского населения и, таким образом, не компенсировало увеличившегося избытка рабочих рук.

В целом прерванный войной новый курс в аграрном вопросе при всей противоречивости обозначившихся к 1914 г. результатов, при всех, во многом вполне естественных, проблемах, возникавших в процессе его реализации, создавал условия для более органической, естественной, капиталистической эволюции страны. Однако реформа не ликвидировала застарелого и столь громко заявившего о себе впоследствии антагонизма между крестьянами и помещиками, порожденного не только экономическими факторами, но и привилегированным положением дворянства, чуждостью его образа жизни всему деревенскому быту, который, не мог сколько-нибудь ощутимо измениться за сравнительно непродолжительный период проведения новой аграрной политики.

    На главную    >>