Распутин как личность и как явление

Григорий Ефимович Распутин родился в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. Точное время его рождения неизвестно, историки называют разные годы - от 1863 до 1872. Повзрослев, он прожил некоторое время в городе, женился, и у супругов родилось трое детей. Однако что-то подтолкнуло его изменить образ жизни, нивой для своей деятельности он избирает православную церковь, религию, и отправляется в странствование по монастырям и святым местам.

Одной из ступенек к возвышению стало знакомство Распутина с монахом Илиодором, популярным черносотенцем, агитатором против интеллигенции, евреев и инородцев, погромщиком и скандалистом. Он сначала способствовал выдвижению Григория Распутина, а впоследствии стал ярым противником последнего и написал книгу о нем с характерным названием - "Святой черт", а также организовал одно из неудавшихся покушений на Распутина. Илиодор в свою очередь знакомит Григория с ректором духовной академии Феофаном, а Феофан с помощью семьи великого князя Николая Николаевича вводит его в царский дворец. Распутину удается завоевать беспредельные любовь и доверие царской семьи, играя на родительских чувствах имепраторской четы - после "заговора" Распутина у наследника прекращается очередное кровотечение.

Царский трон окружала бесчисленная орава причастных к власти людей, среди которых только едлиницы обладали государственным умом, а подавляющее большинство были карьеристы, спекулянты, хапуги, мелкие политиканы, некоторых подняло наверх происхождение, протекция или деньги, и все они служили самодержавию постольку, поскольку при нем они могли делать карьеру и наживать огромные состояния. Затем следовал толстый слой чиновничества вплоть до сельского старосты и станового пристава - великая армия исполнителей воли царя и его правительства, предержателей монаршей власти на местах, ревнителей и толкователей законов по всей руси необъятной. Это была та сила, которая держала страну в повиновении самодержцу и уверенности, что все происходящее угодно царю, а значит, осенено богом и потому нерушимо. К этому надо еще прибавить армию священников, которая денно и нощно славила божественность самодержавной власти и царя - помазанника божьего - так с помощью священнослужителей людская вера в бога становилась верой в царя. И на этом фоне кого могло удивить появление возле трона еще одного старца?

Как только Распутин обосновался во дворце, сразу же это вызвало пристальный интерес дельцов. Через Распутина проталкивались всевозможные финансовые дела и аферы. Рядом с финансовыми воротилами оказываются дельцы и карьеристы от политики - министры, сенаторы, генералы, депутаты Государственной думы, вмешивался Распутин и в военные дела. Вопрос - зачем это было ему нужно? Илиодор с присущей ему ядовитостью писал, что "только отпетые дураки могут утверждать, будто Распутин был слепым орудием и жертвой чужих интересов. Распутин был очень зрячий и видел подальше и получше многих из тех, кто им пользовался, и именно потому, что соображал он хорошо, он сам избрал для себя роль якобы слепого исполнителя чужой воли. Зачем ему было душой влезать в чужие опасные дела, когда у него было свое личное важное дело - загребать деньги?".

Разумеется, такая личность не могла не привлечь пристального внимания полиции. По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти. Также деяния "старца Григория", посягавшие на общественную нравственность и благочестие (про петербургскую квартиру Распутина ходили мрачные слухи, что он использует ее как притон для проведения оргий) вызывали недовольство Святейшего Синода. Было заведено два дела о "хлыстовстве" Распутина, однако в процессе расследования Распутин был оправдан. Что, впрочем, не значило, что в результаты расследования все поверили.

Известно также, что Распутин оставил после себя окола 100 пророчеств, одно из которых, самое знаменитое, гласило: "Покуда я жив, будет жить и династия". Пророчество сбылось - Распутин был убит заговорщиками в ночь на 17 декабря 1916 г., а уже 2 марта 1917 г. Николаем II был подписан манифест об отречении от престола, и 17 июля 1918 г. все императорское семейство было расстреляно.

Очень тяжело оценивать такую личность, как Григорий Распутин. Во времена его возвышения все образованные слои общества объединились против него, пожалуй, он оказался единственным, кто навлек на себя такую всеобщую ненависть. Его влияние на трон считали катастрофическим для Российской империи. Советская власть оценивала Распутина как символ нравственного распада самодержавия и его окончательного вырождения, а личность "старца" Григория сводилась к образу алчного и невежественного мошенника. Однако западная пресса, да и многие историки постсоветского периода, наоборот, представляли Распутина едва ли не святым мучеником, эдаким народным героем,добравшимся до царского трона, чтобы говорить царю правду, целителем, личностью необыкновенной, почти мистической. Истина, надо думать, лежит где-то посередине. Несомненно, Распутин был человеком неординарным, одаренным большой внутренней силой, проницательностью и волей, которая подчиняла ему слабых духом. Но мотивы этой личности отнюдь не были возвышенными, им руководила корысть, похоть и властолюбие. И, наверное, именно в это время, на изломе времен, когда самодержавие в России как форма правления подходило к концу, и именно с этими людьми на троне, со слабовольным и поддающимся влиянию царем, с царицей с ее истерико-мистическим складом характера, стала возможна такая ситуация, что подобный абсурдный, в общем-то, тип сумел достичь такого высокого, хоть и неформального, положения рядом с троном, что мог влиять на положение дел в стране и на решения царя. Наверное, в наше время он стал бы руководителем какой-нибудь секты и в конце концов угодил бы в тюрьму.

    На главную    >>